Книжная полка
Версия для печати

Как стать спонсором чемпионата Урала по программированию

Нынешний чемпионат Урала по программированию будет уже двенадцатым по счету; немало воды утекло с тех пор, как впервые застучали клавиатуры в аудиториях на пятом и третьем этажах мат-меха УрГУ и был сделан первый сабмит. Участвовать в соревнованиях по спортивному программированию могут только студенты (отрадно, что в последние годы появились и соревнования без возрастных ограничениях, но всё же…), и, хотя карьера спортивного программиста не так скоротечна, как в художественной гимнастике, все же ветераны первых баталий уже давным-давно не ждали размораживания монитора с замиранием сердца.

Многие из них состоялись как специалисты (не обязательно, кстати, как программисты), и всё же не утрачивают связи с АСМовским движением, принимая участие в организации соревнований как члены жюри и программных комитетов, как авторы задач, или, на худой конец, как представители компаний-спонсоров. На двенадцатом чемпионате Урала мы довольствуемся именно такой скромной ролью. Но у нас есть традиция раз в каких-то там пять-шесть лет писать про ACM от нашего общего лица, и даже будучи всего лишь спонсорами, мы не могли не отдать дань этой традиции.

Итак, компания Microsoft и компания СКБ Контур являются спонсорами очередного чемпионата Урала по спортивному программированию, а Никита Шамгунов (ведущий программист первой) и Леонид Волков (заместитель генерального директора второй) поднимутся на сцену и будут что-то там говорить и жать руку победителям. Как и почему они попали на эту сцену, и зачем им это надо? Нет ли в этом чего-то странного?

Вот с этим вопросом мы и будем разбираться ниже. Спонсорство — это не благотворительность, а поскольку соревнования по спортивному программированию по телевизору (пока еще!) не показывают, то, получается, компании-спонсоры могут отбить свои затраты единственным только способом — в перспективе приняв на работу некоторых из нынешних участников соревнований.

Как только мы это понимаем, мы не можем, будучи люди честными и открытыми, сразу же не поставить ребром простой и понятный вопрос:

На хрена козе баян, или зачем работодателю спортивные программисты?

Вообще-то, по статистике, в среде работодателей (имеются в виду, конечно, ИТ-компании) есть две основных точки зрения на эксАСМщиков как на потенциальных работников. Одни работодатели считают, что успехи человека в АСМ никак не коррелируют с его успехами в профессиональной разработке софта; из АСМщиков получается ровно столько же хороших и плохих разработчиков, как и из сравнимых с ними выпускников тех же лет, которые никогда не увлекались спортивным программированием по той или иной причине. Другие работодатели с этим не согласны: они бегут от эксАСМщиков как от огня, считая, что те навыки, которые развивает АСМ (умение решать задачи очень быстро, только в идеальных условиях, в очень малых командах или индивидуально) — это в точности то, что ни в коем случае не следует развивать в промышленном программисте. Такие работодатели с удовольствием рассказывают байки про АСМщика, которого как-то бес попутал их взять на работу, и которого, после создания им нескольких сферических коней в вакууме, они с удовольствием выпнули куда подальше.

И есть очень малочисленная, третья категория софтверных компаний — те, которые почему-то из года в год вкладывают существенные средства в поддержку и развитие спортивного программирования. Как вы уже догадались, мы представляем компании, которые относятся именно к этой категории. Мы ценим успешных спортивных программистов, и всегда рады видеть их в своих рядах (хотя, конечно, у нас работает и масса отличных специалистов, никогда в жизни не получавших от жюри сухое "No comments").

Почему же одни компания так отличаются от других? Как нам кажется, разница заключается в наличии своеобразной творческой атмосферы, настроя на совместный поиск, обмен идеями, коллективную интеллектуальную деятельность. Нет большего счастья, чем думать головой и решать нетривиальные задачи! Если вы разделяете этот тезис, вы на верном пути — вы уже наш человек. В творческой атмосфере — вместо техногенного вакуума! — и самые сферические кони умудряются неожиданно расправить крылья.

Что такое эта самая творческая атмосфера, откуда она берется и зачем она нужна? Этого не объяснить; мы, по крайней мере, не умеем. Как в прошлой нашей статье мы не брались рассказать читателю, что такое "решать задачи", так и в этой статье мы не дадим формального определения .творческой атмосферы.. Мы лучше немного вспомним минувшие дни…

Десять лет спустя, или пара ностальгических слёз

Десять лет тому назад мы активно участвовали во всех возможных соревнованиях по спортивному программированию (впрочем, их тогда было куда меньше, чем сейчас), и, одновременно, начинали нашу производственную карьеру. Начинали рано, даже слишком рано — один из нас начал работать после первого курса, другой — после второго; сейчас мы бы, пожалуй, ни за что не взяли на работу таких юнцов. Мы работали и играли в АСМ — играли и работали. Работали как играли, и играли как работали. А наши работодатели и тренеры не делали ничего особенного, просто позволяли нам поступать таким образом, хотя бы от этого и не было никакого немедленного и видимого положительного эффекта. Все, что у нас получалось — это набираться знаний, опыта, общаться с широким кругом умных людей и самим становиться умнее. А стоит ли большего требовать от позавчерашних школьников? Самое главное — это заразиться духом совместного интеллектуального творчества, научиться получать удовольствие от этого.

Мало что другое дало нам в жизни столько, сколько длинные поездки в Санкт-Петербург, на полуфинальные соревнования ACM ICPC, в простых и родных купе поезда номер 71/72. Сорок часов общения с тренерами и преподавателями, сорок часов интеллектуальных игр, сорок часов разговоров об интересных книгах (научных и художественных), алгоритмах, идеях и задачах. И ведь это только в одну сторону — а еще сорок часов обратно!

…Почему-то так получалось, что каждое крупное соревнование у нас ассоциировалось с какой-нибудь песней, которая в тот момент особенно остро сидела у нас в ушах и головах; вспоминая сейчас об этом, мы удивляемся. Ведь мы как сейчас помним, что весь питерский полуфинал 2000-го года у нас прошел под знаком песни "Время не ждёт", никак мы не могли отделаться от этого мотива. "Только эхо в горах, как прежде поёт // Голосами друзей-мальчишек // Голоса их всё тише // Время не ждёт…" — что мы тогда, почти десять лет тому назад, могли понять в этой песне? А вот сейчас чувствуешь с горечью, что не вернуть тех беззаботных студенческих дней, что друзья кто где, по всему миру, и что моменты ощущения духовной близости, братства, как в тех поездах, ценны на вес золота.

Никто из нас давно уже не ездил на поездах, и, признаться, об этом каждый из нас порой скучает.

…Так о чём это мы?

Так как же все-таки стать спонсором чемпионатов Урала по программированию?

Итак, далеко не каждая компания может стать спонсором соревнований по спортивному программированию. Очень для многих — это напрасная трата денег, ведь даже привлеченные благодаря такому спонсорству молодые ребята не придутся ко двору, если компания не может их эффективно использовать. Очень многие компании имеют достаточно окостеневшие технологические процессы, и не готовы тратить огромные усилия на включение молодого специалиста в эти процессы; им проще взять с рынка (ну то есть — переманить) уже готового.

Но верна и обратная импликация! Если уж компания много лет подряд тратит серьезные деньги на АСМовские и близкие по духу мероприятия — а ведь ИТ-компании умеют считать деньги, — то нельзя не сделать вывод о том, что эта компания получает значительную выгоду от того, что привлекает в свои ряды спортивных программистов, а из этого немедленно следует, что в такой компании каким-то образом научились их эффективно использовать! Кто знает, конечно, может быть собственники смогли установить, что именно спортивные программисты (в силу их выносливости) особенно эффективно разгружают фуры с мониторами и системными блоками, но, скорее всего, дело в другом — дело в том, что в такой компании созданы все условия для роста и самообучения творческих молодых специалистов, пусть не всегда владеющих технологиями промышленной разработки программного обеспечения, зато очень умных, мотивированных и влюбленных в программирование.

Именно в компании, которая поощряет творчество, поиск, самообучение, молодой программист может снова почувствовать себя как в том поезде — в одном тесном купе вместе с людьми, которым интересны те же вопросы и задачи, что и ему. А без этого, без возможности поделиться интересной идеей или подхватить и развить чью-нибудь идею, можно очень быстро остановиться в своём развитии и закиснуть. Видели, знаем.

Так что — учитесь, соревнуйтесь, а где-нибудь эдак после четвертого курса приходите в те компании, которые помогают в организации АСМ-соревнований сегодня. Там не будут слишком расстроены из-за того, что вы пока не имеете опыта работы с модными системами контроля версий и автоматизированного тестирование; это все дело наживное, а свою способность учиться и расти вы уже доказали. Приходите, находите лучшую точку приложения своим мозгам, и готовьтесь — лет через десять, а то и через пять, вам самим предстоит выходить на сцену как представителю спонсора и желать удачи новым поколениям спортивных программистов.

…Ну и не забудьте: чтобы стать спонсором чемпионата Урала по программированию, нужны еще и деньги :). В творческих компаниях, которые решают интересные задачи, и развиваются, обычно есть деньги не только на спонсорство. Черт возьми, за последние пять лет мы стали куда менее категоричны в отношении креветок, и даже устриц. Впрочем, это всё ерунда. Не забывайте только — время не ждёт.

Леонид ВОЛКОВ