Открытый чемпионат Урала по спортивному программированию 2010
Версия для печати

Правила основного тура

Общие положения

Основной тур проводится по схеме Международного студенческого чемпионата мира по программированию (ACM ICPC). Подобные соревнования предоставляют учащимся высших учебных заведений возможность взаимодействия со студентами других вузов, оттачивания и демонстрации своих навыков решения алгоритмических задач, программирования и работы в команде.

Организационный комитет соревнований состоит из директора соревнований, Жюри, программного комитета и технического комитета. Директор соревнований назначает председателя Жюри, председателя программного комитета и председателя технического комитета. Жюри обладает исключительным правом определения правильности решений участников, подведения итогов соревнования и дисквалификации команд. Жюри разбирает вопросы, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств. Решения Жюри окончательны и обжалованию не подлежат. Программный комитет подготавливает комплект задач соревнования. После соревнования представители программного комитета проводят разбор задач. Технический комитет обеспечивает работоспособность программного и аппаратного обеспечения, доставляет участникам их распечатанные решения, следит за порядком на соревнованиях.

Каждая команда состоит из трех участников. Каждый член команды должен являться студентом или аспирантом очной формы обучения. К участию не допускаются лица, дважды принимавшие участие в финалах ACM ICPC. По согласованию с оргкомитетом в порядке исключения к участию допускаются школьники старших классов. Команду может сопровождать тренер. В этом случае он является официальным контактным лицом команды и может защищать ее интересы при общении с Жюри.

Проведение соревнования

Каждая команда получает в свое распоряжение один IBM PC совместимый компьютер конфигурации не хуже Intel Pentium D с 1024 МБ ОЗУ, работающий под управлением операционной системы Windows XP. В случае непредвиденных обстоятельств, таких как неисправность локальной сети или отсутствие электропитания в компьютерном классе, участникам могут быть предоставлены компьютеры более слабой конфигурации. Для составления исходных текстов решений и их отладки участникам предоставляются следующие среды программирования:

  • Microsoft Visual Studio 2008 — для языков C++ и С#
  • Borland Developer Studio 2006 — для языка Pascal
  • Eclipse 3.4/JDK 1.6 — для языка Java

Тур длится 5 часов. Жюри имеет право продлить тур в случае непредвиденных обстоятельств. Во время тура командам предлагается для решения от 8 до 13 задач на русском языке. Жюри принимает решения на языках программирования C++, C#, Pascal, Java. Отправка решений осуществляется во время тура с помощью программного обеспечения соревнования. Через некоторое время после отправки команде становится доступен результат проверки. После окончания тура решения не принимаются.

Участники могут приносить с собой и использовать только чистую бумагу и письменные принадлежности. Запрещается использование любых справочных материалов, кроме установленных на предоставленном компьютере, любых вычислительных устройств и средств хранения или передачи информации: портативных компьютеров, калькуляторов, съемных носителей, мобильных телефонов и других коммуникационных устройств.

Во время тура участники могут общаться только с членами своей команды и членами технического комитета. Команда не должна создавать излишнего шума, чтобы не мешать другим участникам. Команда может обратиться к Жюри с вопросом по условию какой-либо задачи. Вопрос должен предполагать ответ «Да» или «Нет». Вопрос задается с помощью программного обеспечения соревнования. Жюри может ответить на поставленный вопрос «Да», «Нет», «Без комментариев» или же разъяснить условие задачи. Жюри может разослать ответ на поставленный командой вопрос всем участникам соревнования.

Команда может распечатать свое решение на принтере. Необходимые средства для печати предоставляются программным обеспечением соревнования. Распечатка будет доставлена команде представителем технического комитета. Количество листов бумаги на каждую команду ограничено.

Команды могут быть дисквалифицированы за несоблюдение данных правил, а также за совершение действий, которые могут нарушить работу программного обеспечения соревнования.

Проверка решений

Решением задачи является программа (файл с исходным текстом), написанная на одном из разрешенных языков программирования. Команда может решать разные задачи на различных языках программирования. Размер исходного текста одной программы с решением не может превышать 64КБ.

Входные данные подаются программе в файле input.txt, расположенном в текущем каталоге. Программа должна выводить ответ в файл output.txt, который должен быть сохранен также в текущем каталоге.

В решениях задач запрещается:

  • работа с любыми файлами, за исключением файлов input.txt и output.txt;
  • выполнение внешних программ и создание новых процессов;
  • ввод с клавиатуры и вывод на экран;
  • работа с GUI-элементами (окнами, диалогами и т.д.);
  • работа с внешними устройствами (принтером, звуковой картой и т.д.);
  • использование сетевых средств.

При проверке решений используются те же компиляторы, что имеются у участников. Однако набор библиотек и модулей, доступных программам во время проверки, ограничен. В ходе пробного тура команды должны убедиться в доступности необходимых им библиотек. До начала основного тура команда может обратиться к Жюри с просьбой расширения доступного набора библиотек и модулей.

Решение проверяется путем последовательного запуска на наборе тестов, который недоступен участникам и является одинаковым для всех команд. Решение засчитывается в том случае, если оно выдает верные ответы на все тесты. Тестирование производится автоматически, поэтому программы должны в точности соблюдать форматы входных и выходных файлов, описанные в условии каждой задачи. Все входные данные предполагаются корректными и удовлетворяющими всем ограничениям, указанным в условии задачи. Набор тестов не предоставляется участникам даже после окончания соревнования.

Для каждой задачи определены максимальное время выполнения и объем доступной памяти для одного теста. Если на одном из тестов программа превысила это время или выделила больше памяти, решение считается неверным.

После проверки команде сообщается о том, зачтено решение или нет. Если решение не зачтено, сообщается информация о первой случившейся ошибке: тип ошибки и номер теста, на котором он произошла. В этом случае решение не проверяется на последующих тестах. Сообщение от проверяющей системы может быть одним из следующих:

сообщение номер теста когда возникает возможная причина
Accepted не сообщается решение зачтено программа работает верно
Compilation error не сообщается компиляция программы завершилась с ошибкой в программе допущена синтаксическая ошибка; неправильно указан язык; размер исходного файла превышает 64КБ
Wrong answer сообщается ответ программы неверен ошибка в программе; неверный алгоритм
Runtime error сообщается программа аварийно завершила работу деление на ноль; бесконечная рекурсия; массивы имеют недостаточный размер; программа завершилась с ненулевым кодом возврата
Time limit exceeded сообщается программа не закончила работу за установленное время ошибка в программе; программа ожидает ввода с клавиатуры; неэффективное решение
Memory limit exceeded сообщается программа превысила установленный предел памяти ошибка в программе; утечка памяти; неэффективное решение

При возникновении ошибки Compilation error программа не запускается ни на одном тесте. При возникновении ошибок Runtime error, Memory limit exceeded, Time limit exceeded, Presentation error вывод программы не проверяется.

Первыми тестами в наборе тестов всегда являются тесты из условия задачи. Тесты идут в том же порядке, в котором они приведены в условии задачи. Тесты нумеруются, начиная с единицы.

Жюри может прекратить информирование команд о результатах проверки решений за несколько минут до конца основного тура, если возникнет ситуация перегрузки проверяющей системы. Тем не менее, все решения, посланные на проверку до завершения тура, будут протестированы Жюри и учтены при подведении итогов.

Определение победителей

Команды ранжируются по числу решенных (т.е. зачтенных) задач. Команды, решившие одинаковое число задач, ранжируются по суммарному времени решения. Суммарное время решения определяется как сумма времени решения каждой зачтенной задачи. Время решения задачи определяется как время от начала тура до момента посылки решения, признанного правильным, плюс 20 штрафных минут за каждое решение, признанное неправильным. Задачи, не признанные решенными к моменту окончания тура, никакого вклада в суммарное время не дают (в том числе, и в виде штрафов за неправильные решения).

Во время тура команды могут смотреть таблицу с текущими результатами. За час до конца тура таблица замораживается. Все промежуточные результаты являются неофициальными. Официальные результаты объявляются на закрытии соревнования.

Апелляция

Если команда считает, что в одной или нескольких задачах содержатся ошибки, она может подать апелляцию. Апелляция подается в письменном виде во время или сразу после окончания основного тура. Команда должна изложить основания для апелляции и предположения о возможном характере ошибки.

При наличии апелляций председатель Жюри назначает апелляционную комиссию. Если комиссия признает, что некоторые тесты являются некорректными (противоречащими условию задачи), то эти тесты могут быть исправлены или удалены, а задача перепроверена (будут перепроверены решения всех команд, а не только той, которая подала апелляцию).